Теория макробиотического питания, с которой Европа познакомилась несколько десятилетий назад, прежде всего благодаря японскому врачу Озаве, в последние годы находит все больше поклонников в Западной Европе и особенно в Америке.

В этой теории питания все пищевые продукты систематизированы в форме шкалы в соответствии с понятиями Ян и Инь. При этом мы должны раскрыть происхождение и содержание, вкладываемое в сочетание Ян и Инь.

Древний Китай не избежал периода господства мифологического социоантропоморфического мировоззрения. Среди мифов есть миф об образовании земли и неба и организации мироздания. Мифы складывались под влиянием теософии. Согласно этим мифам, мир возник из первобытного хаоса под действием противоположных упорядочивающих этот хаос космических сил - небесной (Ян) и земной (Инь). Из легких частиц хаоса возникли небо, а из тяжелых - земля.

Теория Ян и Инь является философской концепцией, которая сформировалась в результате наблюдения и анализа

явлений окружающего мира.

Вкниге «Шу-цзин» («Книгаистории»), отредактированной Конфуцием, все явления природы зависят от поведения правителя, мудрости главы государства и от порядка в

стране. Одновременно с этим получили развитие древнейшие представления о двух антагонистических и в то же время сотрудничающих силах Ян и Инь. Вначале они олицет-

воряли свет и тьму, освещенную и теневую стороны горы, тепло и холод, упорство и податливость, мужское и женское начало. Эти антагонистические силы, представленные в виде энергии Ян и Инь, получили дальнейшее развитие в книге «И-цзинь» («Книга перемен»). Ее описание связывают с именем императора Древнего Китая - Фу Си, жившего в 2900-2852 гг. до н. э.

Применение закона Инь - Ян в медицине Востока. Восточная медицина считает, что организм человека представляет собой единое целое. Проследим, как соотносятся Инь

и Ян со структурой и функциями организма, патологическими изменениями в нем, а также рассмотрим Инь и Ян как метод диагностики и лечения.

1. Инь - Ян и структура организма. 12-я аксиома гласит: все существа имеют заряд. В 4-й аксиоме сказано, что внутренняя природа поляризуется: один полюс заряжается положительно (Ян), а другой - отрицательно (Инь). По частям тела поляризация следующая: верх - Ян, низ - Инь; наружная сторона - Ян, внутренняя - Инь; правая сторона - Инь, левая - Ян; спина - Ян, грудь и живот • - Инь.

2. Инь - Ян и функции организма. По функциональной активности «плотные органы» (сердце, печень, селезенка, почки, легкие) относят к Инь, а «полые» органы (желчный пузырь, кишки, желудок, мочевой пузырь) - к Ян. Функциональную активность относят к Ян, а питательные вещества - к Инь. Они не могут существовать друг без друга, питают и поддерживают друг друга.

3. Инь - Ян и патологические изменения в организме.

Возникновение заболевания является результатом потери

относительного равновесия Инь - Ян, их избытком или недостаточностью .

Следует сразу пояснить два термина - «орган» и «патогенный фактор». Под термином «орган» в традиционной китайской медицине понимают структурно-функциональные

единицы - системы, объединенные не столько по анатоми-

ческому принципу, сколько по общности функциональной деятельности, то есть по принципу функциональных систем. Так, например, «орган» легкие выполняет не только функцию дыхания, но и «управляет» кожей, волосами. Сердце не только «управляет» кровью и сосудами, но и контролирует эмоции человека и т. д.

Под термином «патогенный фактор» понимают природные влияния на организм: ветер относят к патогенному фактору Ян, холод - к Инь, жар и легкий зной - к Ян.

Таким образом, воздействие патогенного фактора Инь приводит к преобладанию Инь и повреждению Ян, что проявляется синдромом «холода типа избытка» (абсолютный

избыток Инь и недостаток Ян). Воздействие же патогенного фактора Ян вызывает преобладание Ян и повреждение

Инь, что проявляется синдромом «жара типа избытка» (абсолютный избыток Ян и недостаток Инь). При каком-либо

истощении Ян возникает относительное преобладание Инь, что проявляется синдромом «холода типа недостатка», а при истощении или повреждении Инь наблюдается относительное преобладание Ян, что сопровождается синдромом «жара типа недостатка».

4. Инь - Ян как метод диагностики и лечения заболевания. Главной причиной заболевания является дисбаланс

между Инь и Ян. Иглоукалывание восстанавливает баланс

между Инь и Ян. Вышеизложенное трудно интерпретировать с научных позиций западной медицины, особенно если в организме произошли не только функциональные, но и органические изменения.

Китайские врачи полагали, что человеческая жизнь есть результат взаимодействия двух великих начал - Ян - радикальной теплоты, активного принципа или активной жидкости мужского начала и Инь - совершенной влаги, пассивного принципа или пассивной жидкости, женского начала. Лишь при полной их гармонии человек бывает здоров. Если

преобладает принцип Ян, то наблюдается возбуждение, а

если Инь - угнетение.

Философия Древнего Востока с общим законом взаимодействующих двух сил более соответствует практической диалектике. По сути, Инь и Ян не только противоборствующие, но и взаимопополняющие силы. Эта философия проста - ведь нужно усвоить всего два понятия: Инь и Ян. Они применимы во всех случаях жизни. Все явления материального мира можно отнести к Инь или Ян.

Таблица 12

 

Инь

Ян

Тенденция

расширение

сжатие

Позиция

снаружи

внутри

Структура

пространство

время

Направление

повышение (вверх)

снижение (вниз)

Цвет

фиолетовый

красный

Температура

холодно

жарко

Вес

легкий

тяжелый

Носитель

вода

огонь

Мир, атом

электрон

протон

Элементы

калий - типичный

натрий - типичный

 

Инь-элемент. Все эле-

Ян-элемент, Ян-эле-

 

менты периодиче-

менты: сурьма, ли-

 

ской таблицы. -•

тий, натрий, магний

 

О, Р, Сайт, д.-

 
 

есть Инь-элементы,

 
 

исключая некоторые,

 
 

входящие в группу

 
 

Ян

 

Биология и физиология

Биология

овощи

животные

Агрономия

салат

злаковые

Сексология

женское

мужское

Нервная система

симпатическая

парасимпатическая

Все эти состояния антагонистичны и противоречивы.

Восточная медицина, по существу, является лишь приложением философии Инь и Ян, которая объясняет любое

явление.

Таким образом, всеобщий закон, управляющий всеми

явлениями, поляризуемый монизмом Инь и Ян,- это компас, правило, применимое к любой науке и методу, к любому искусству.

Цель макробиотической медицины Востока - установление равновесия в организме между двумя противоборствующими силами - Инь и Ян.

Рассматривая с позиции закона Инь и Ян, болезнь можно характеризовать как наличие качественных и количественных сдвигов (той или иной интенсивности) в жизнедеятельности организма в целом или его отдельных систем и органов. Болезнь представляет собой новое качественное состояние органа, системы, организма, в котором проявляется внутренняя «борьба» за восстановление гомеостаза. В

ходе этой «борьбы» и через «борьбу» организм постепенно

приспосабливается к новым условиям существования или

погибает.

Согласно закону Инь-Ян, болезнь - это нарушения равновесия, относительного физиологического баланса.

Инь и Ян взаимозависимы и тесно связаны, Инь и Ян находятся не в фиксированном состоянии, а постоянно поддерживают друг друга. Если такие взаимоотношения нарушаются, то изменяется баланс Инь и Ян - и возникает болезнь.

Согласно философии Востока, нет ничего в мире вне Инь и Ян. Говоря законом физики, Инь и Ян - центробежная и центростремительная силы. Центробежная сила - расширяющая, она приносит тишину, спокойствие, холод и темноту. Центростремительная сила - сжимающая и приносит звук, действие, тепло и свет.

Согласно закону Инь-Ян, Озава пищевые продукты и

напитки представил в виде макробиотической таблицы.

Таблица 13

Макробиотическая таблица продуктов и напитков

(В каждой категории порядок следования - от Инь к Ян. «Очень Ян» соответствует 3 Ян) «более Ян» - 2 Ян, «менее Ян» - 1 Ян, аналогично для групп Инь).

1. Злаковые

менее Инь - кукуруза, рожь, ячмень, овес, дробленая пшеница, пшено

менее Ян - бурый цельный рис более Ян - гречиха

2. Овощи и растения

очень Инь - баклажаны, помидоры, сладкий картофель, батат, картофель, японский гриб, цимент - душистый гвоздичный перец, бобы, исключая адуки, огурцы, спаржа, шпинат, артишоки, а

также топинамбур, побеги бамбука, грибы более Инь - зеленый горошек, сельдерей, чечевица

менее Инь - синяя капуста, свекла, белокочанная капуста менее Ян - одуванчик (листья и стебли), салат-латук, эндивий или полевой цикорий, капуста кормовая, редис, чеснок, лук, петрушка

более Ян - тыква из Хоккайде, морковь, мать-и-мачеха,

камчужная трава, лопух большой, репейник, кресс водяной,одуванчик(корень) очень Ян - джинедже (японский картофель)

3. Рыба

менее Инь - устрицы, морской моллюск (разинька, венер-

ка и др.), осьминог, спрут, угорь, сазан, карп

белокорый, палтус, омар, форель 1 (морской

язык), Уг (камбала) менее Ян - лосось, семга, креветки, сельдь и сардины

более Ян - рыбная икра

■'1. Продукты животного происхождения

более Инь - улитки, лягушки, свинина, говядина, конина

менее Инь - цыплята, зайчатина

менее Ян - голубь, куропатка, утка, индейки

менее Ян - яйца

очень Ян - фазан

5. Молочные продукты

Инь - йогурт, сметана, сливки, сливочный сыр, сливочное масло

менее Инь - молоко, сыр каммамбер, швейцарский сыр менее Ян - рекфор, сыр эдамский (голландский) более Ян - козье молоко

6. Фрукты, ягоды, орехи

очень Инь - ананас

1) азимина

2) дынное дерево, манго, грейпфруты, апельсины, бананы, инжир, фиги, груши

более Инь - персики, лайм, дыня, миндаль, арахис (земляной орех), 1) орехи кешью, 2) анакард, акажу, фундук, лесной орех (лещина)

менее Ин - маслины, сливы

менее Ян земляника, каштаны, вишня более Ян яблоки

7. Разнообразные продукты

очень Инь - мед, меласса (черная патока), маргарин

более Инь - кокосовое масло, арахисовое масло, кукурузное масло, оливковое масло

менее Инь - подсолнечное масло, кунжутное масло, сафлер-масло Эгома, делается из семян кунжута, содержащих самое большое количество Ян

8. Напитки

очень Инь - все вещества, содержащие заменители сахара (суррогаты сахара), чай, содержащий крася-

щие вещества, кофе, фруктовый сок, все подслащенные напитки, шампанское вино

более Инь - пиво

менее Инь - минеральная вода, газированная вода, артезианская вода, настои тимьяна, ментоловые капли

менее Ян - банча (настоящий, неокрашенный японский

чай), настой цикория, кофе Озавы (узно), кок-

ко (взбитый напиток из смеси злаковых)

более Ян - отвар Му, отвар Хару, отвар Драгон (драгон летучий), отвар Уэнь-Уэнь очень Ян - женьшень

Замечания:

Все перечисленные продукты и напитки должны быть натуральными, а не искусственными или промышленного приготовления. Цыплят, индеек, уток, в корме которых использовались химические вещества, а также их яиц следует избегать.

Оплодотворенные яйца, из которых вылупятся цыплята,

могут быть снесены курицей только после того как ее оплодотворил петух, однако она может снести и несет яйца и без вмешательства петуха. Такие яйца - неоплодотворенные. Их можно встретить во многих магазинах, ими питаются многие люди. Говоря языком биологов, эти яйца нежизнеспособны и не применяются в макробиотической диете. Оплодотворенные яйца

можно узнать по их малой величине и по форме - они округлые с одного конца и заостренные с другого.

Сегодня очень трудно найти воды, соли и даже воздух в их натуральном, неподдельном виде. К счастью, как только здоровье организма восстанавливается, он становится способным защищаться от различных ядовитых веществ, попадающих в пищу на стадии промышленного производства и торгового оборота.

Инь и Ян изменяются в зависимости от климата, местности и времени года. Естественно, показатели Инь и Ян в пище сильно изменяются способом ее приготовления и способом приема пищи. Вот почему так важны кулинария и сервировка. (В Древней Японии питье и еда являлись церемонией, имевшей двойное значение - Сотворение жизни и Размышление.)

Открытие огня (без которого мы не можем приготовить пищу) имело огромное значение, после него началось отделение человека от всех других животных.

Особенностью макробиотического питания является требование, чтобы при каждом приеме пищи соблюдался баланс Ян и Инь. При этом уравновешивании должно руководствоваться теми задачами, которым служит прием пищи. Это значит, что следует учитывать соответствующую внешнюю среду.

1. В жаркие дни я получаю извне много энергии Ян. Поэтому я должен вести себя так, чтобы установился баланс

Ян и Инь. Причем я могу добиться такого уравновешивания интенсивной работой, отдавая таким образом энергию

Ян, плаванием в холодной воде или холодным питьем. Естественно, есть и другие возможности для установления равновесия между Ян и Инь. Однако если я не работаю физически в жаркий день, не плаваю и, кроме того, принимаю пищу, богатую Ян, т. е. пищу, богатую белком, то образуется избыток Ян, и равновесие не будет установлено.

2. В холодный зимний день преобладает Инь, которая лишает меня тепла, а вместо этого отдает охлаждающую энергию. В такие дни я чувствую себя плохо, если питаюсь только сырыми продуктами, поскольку такой рацион тоже несет энергию Инь, так что не устанавливается баланс между Инь-

энергией окружающей среды и энергией питания. Если я

хочу добиться баланса с помощью питания в холодный день, я нуждаюсь в пище, несущей Ян.

3. У берегов Северного моря, где климат прохладный, раздражающий и ветренный, при тяжелой физической работе или в прохладном климате гор я нуждаюсь в питании, более богатом Ян, чем в теплом климате. После тяжелой физической работы, особенно на свежем воздухе, я не удовлетворюсь едой, состоящей из пирожного, мороженого и кофе. С другой стороны, я буду весьма удовлетворен этим, если пролежу весь день на жарком солнце на пляже и приму от солнца очень много энергии Ян.

4. Есть много людей, которые, с точки зрения натуропа-тии, питаются совершенно неправильно. Эти люди едят слишком много, употребляют слишком много мяса и жира, иногда курят, пьют много алкогольных напитков и, несмотря на это, часто бывают здоровее тех, кто больше заботится

о здоровом питании. Можно говорить о несправедливости, поскольку они не прилагают никаких усилий, чтобы как-то позаботиться о здоровом питании. Несмотря на это, они часто бывают практически здоровы, живут долго, выносливы, часто бывают веселы и получают радость от своей жизни.

Напротив, существует целый ряд людей, которые годами и десятилетиями уделяют особое внимание здоровому питанию и при этом больны или предрасположены к заболеваниям, плохо выглядят и порой заболевают раком, а иногда и умирают от него. Можно сказать, что у них плохая наследственность. Таким образом, тезис о том, что здоровое питание должно поддерживать и стимулировать здоровье, изначально не может быть правильным. Существует возможность долго оставаться здоровым, питаясь неправильно, и, наоборот, недостаточно питаться полезными продуктами, чтобы восстановить или сохранить свое здоровье.

Ответ, как уже сказано выше, заключается в выборе и сбалансированности различных пищевых продуктов, которые, конечно, должны быть адаптированы к индивидуальности, климату, времени года, физическому состоянию.

Возникает вопрос: как можно в рамках такой теории найти правильный путь, чтобы избежать ошибок, которые могут быть сделаны везде? Ведь если верно, что в принципе все в природе просто, то и к правильному питанию должен

быть найден простой ключ.

Такой ключ есть, это - личный инстинкт. Если мы чувствуем, поддерживаем и развиваем этот личный инстинкт, то мы почти всегда будем находить путеводную нить к здоровому и адекватному питанию. При этом меньшую роль играет то, едим ли мы мясо, едим ли мы время от времени сахар или другие пищевые продукты, которые в той или иной теории считаются абсолютно вредными. Речь идет о

том, что мы в определенной ситуации инстинктивно поступаем правильно, т. е. едим то, что нужно.

Таким образом, при выборе продуктов питания мы должны ориентироваться не на какие-либо учебники, а главным образом, на наш инстинкт, а к учебникам обращаться лишь постольку, поскольку они дают нам определенные сведения о пищевых продуктах, которые являются полноценными, и тех продуктах, ценность которых снижена. Этот инстинкт важен; правда у большинства людей в цивилизованном мире он не развит. Научиться ему снова - очень сложная задача.

Несомненно верно, что сахар - рафинированный продукт и длительное употребление его вредно. Для утилизации сахара необходим витамин В, сахар нарушает кислотно-щелочное равновесие. Согласно Кемпбеллу и Кливе,

«сахаридозы» можно без вреда употреблять примерно 8 г в день. Однако, по разным источникам, потребление сахара составляет 120-150 г в день на человека, то есть выше нормы. Сахар отнесен к наиболее сильным Инь-продуктам, т. е. может очень легко нарушить равновесие.

С другой стороны, в редких случаях вполне правильно в

определенный момент принять небольшое количество сахара, чтобы, например, немного отрегулировать содержание сахара. Спортсмены-стайеры после длительной нагрузки могут намного лучше перенести сахар в небольшой дозе, чем кусочек хлеба. Например, бегунам, которые хотят пробежать 100 км, рекомендуется каждые 30-60 минут выпивать ячменного пива, поскольку в этом случае они значительно дольше выдерживают нагрузки, чем если бы они в тот момент питались овсяным супом.

То обстоятельство, что в современном обществе много

людей, которые, с точки зрения законов натуропатии, питаются совершенно неправильно, и, несмотря на это, практически здоровы и работоспособны, а зачастую и являются долгожителями, основано на том факте, что эти люди используют свой инстинкт. Если они едят много Ян-пищи, например мяса, то затем пьют алкогольные напитки, и тем

самым добиваются баланса Ян и Инь, то есть снова находятся в равновесии. Уравновесить Ян-содержащее питание можно также с помощью кофе, мороженого, лимонада. Правда, питаясь таким образом в течение длительного времени, можно заполучить значительно больше болезней, чем питаясь преимущественно сбалансированными продуктами, расположенными посередине шкалы.

Кроме того, необходимо различать Ян-конституцию и

Инь-конституцию. Человек, который быстро замерзает, обладает преимущественно,Инь-типом, и поэтому больше нуждается в Ян-питании, чем человек, которому всегда и везде тепло. Ян-тип нуждается в большом количестве Инь-

пищи, например, сырой пищи или овощей. Инь-тип нуждается в пище, содержащей значительно больше Ян. Тип

конституции со временем может меняться под влиянием возраста или болезни. Многие люди старшего возраста начинают относиться к Инь-типу, т. е. становятся чувствительными к холоду. В таком состоянии они нуждаются и в ином питании, чем в прошлые годы, когда они обладали Ян-конституцией. Это различие также нужно учитывать: оно важно с точки зрения сохранения здоровья с помощью питания. Как уже было сказано, необходимо руководствоваться своим инстинктом, но при этом питаться полноценными продуктами, предпочитая группы, находящиеся в середине шкалы Ян-Инь.

Кроме того, намного полезнее придерживаться законов питания, созданных народом на протяжении веков, потому что в традиционных местных блюдах, как правило, учитывается климат соответствующего региона. Порядок, установившийся в регионе в течение веков, как правило, в

решающей мере сформирован инстинктом, и тем самым

больше всего соответствует условиям данной местности. Это означает, что в Италии нельзя питаться так, как в Баварии, а на побережье Северного моря, как на побережье Боденского озера. Климатические условия слишком различны, так что в каждом случае иным становится и соотношение Инь-Ян. При этом следует заметить, что люди прежних по-

колений работали физически совсем не так, как мы сегодня, и они нуждались тогда в другом питании, т. е. в большем количестве жиров как носителей калорий.

После освещения в общих чертах значения Инь и Ян в питании, посмотрим еще раз на упомянутую выше таблицу, в которой пищевые продукты, в соответствии с их качествами, находятся ближе к Ян, Инь или же к середине. При этом нужно констатировать, что каждый Ян-продукт содержит немного Инь и, наоборот, каждый Инь-продукт содержит большее или меньшее количество Ян.

Ян по традиции обозначает твердое, вяжущее, согревающее, агрессивное, красное, раздражающее, горькое и соленое, в то время как Инь обладает следующими свойствами: прохладное, влажное, мягкое, эластичное, острое, сладкое,

синее и фиолетовое. Поджаренное кофейное зернышко сухое, черное или черно-коричневое, горькое, и поэтому содержит много Ян. Лимонад из холодильника - сладкий, холодный, жидкий, и поэтому содержит много Инь.

По этой классификации все сухие пищевые продукты являются Ян-содержащими, а все влажные - больше относятся к Инь. Пищевыми продуктами, содержащими много Ян, являются сухие зерна кофе. Чашка кофе содержит и значительную долю Ян, доля Инь преобладает только за счет большого количества жидкости и содержания наркотика - кофеина. В кофе сорта «мокко» Инь и Ян почти уравновешены. А сухой кофейный уголь является Янь-содержа-щим медикаментом, которым успешно лечат Инь-заболевания, такие как понос или местные воспаления. Свежий виноград является сильным Инь-содержащим продуктом, в подвяленном состоянии в нем значительно повышается содержание Ян. Если виноград высушить, то он станет Ян-содержащим продуктом.

Искусство питания состоит в том, чтобы сбалансировать

Ян- и Инь-продукты, добиваясь таким образом адаптации к климату, времени года, температуре, предрасположенности человека (конституции) и состоянию здоровья (кондиции). Установление такого равновесия, по моему мнению,

является важнейшим фактором. Поэтому Ян-продукты

можно представить не в виде шкалы, а в виде качелей. Если употреблять крайние Ян- и Инь-продукты в равном соотношении, то эти весы останутся в средней точке. Если перевешивает Ян или Инь, то со временем возникает Ян- или Инь-заболевание. Это может случиться как из-за экстремально противостоящих друг другу пищевых продуктов, так и в том случае, когда равновесие не достигнуто.

Это, несомненно, является причиной того, что есть люди, которые питаются совершенно неправильно и, несмотря на это, практически здоровы, уравновешенны и работоспособны. В то же время есть люди, которые питаются правильно, по инструкциям, придерживаясь сырой, полноценной,

свежей, раздельной диеты или другой формы и, несмотря

на это, больны, остаются больными, а иногда даже заболевают еще тяжелее. В этой группе, как правило, «перевешивают» Инь-содержащие продукты. Это видно из следующих примеров.

1. Молодая женщина с тяжелым диабетом, который не

корректировался дозой инсулина 100 единиц в день. Уровень сахара колебался между 400 и 500, она не могла принимать никакой пищи и вынуждена была получать парентеральное питание. Благодаря гомеопатическому лечению и предельно одностороннему питанию удалось за 3 месяца настолько облегчить течение диабета, что она смогла вести нормальный активный образ жизни, получая 25 единиц инсулина в день. Какие пищевые продукты давали ей? Более трех месяцев она употребляла в пищу почти исключительно сало и пиво. Благодаря употреблению этих сильных Ян-или Инь-содержащих продуктов при предельной односторонности питания установилось равновесие. Во всяком случае

с помощью комбинированной медикаментозной и диетотерапии удалось вернуть ей относцтельно нормальное состояние здоровья.

2. Люди, которые едят много мяса, в нашем климате компенсируют такое его потребление чаще всего повышенным потреблением алкоголя. Мясо и алкоголь на шкале Ян-Инь

значительно удалены друг от друга. При инстинктивно правильной дозировке некоторым людям, по-видимому, удается найти адекватное равновесие. Естественно, это может

произойти только благодаря личной интуиции. Правда, в

большинстве случаев инстинкт нарушен и интуиция ошибается, так что вследствие этого ошибки в питании заранее запрограммированы. В конечном счете большинство болезней цивилизации происходят из-за постоянных ошибок в питании, которых можно избежать.

3. Ребенок с высокой температурой переносит лишь некоторые напитки. Большинство обычных напитков им не

воспринимаются. По моему опыту, наилучшим напитком является неподслащенный вишневый сок. Он предположительно является тем напитком, который ближе всего к середине шкалы, поэтому он действует уравновешивающе и хорошо переносится.

4. Дети даже зимой охотно едят мороженое или пьют холодные напитки из холодильника. Почему это происходит?

Квартиры отапливаются избыточно, т. е. имеет место Ян-

климат. Дети имеют относительно мало возможностей для движения, т. е. они не могут уменьшить количество Ян. Они слушают много поп-музыки, что еще больше повышает количество Ян. Для равновесия им требуется или больше движения, по возможности на свежем воздухе, или же пища, содержащая Инь, благодаря чему устанавливается Определенный баланс. Если удается добиться такого баланса, то

дети становятся жизнерадостными. Если добиться равновесия не удается, они становятся агрессивными. Я вовсе не хочу советовать давать детям сахар, чтобы уменьшить агрессивность, я лишь хочу показать, что человек постоянно инстинктивно ищет равновесие между Инь и Ян. При этом избыток Инь в питании может уравновешиваться усилением Ян в климате, и наоборот. Все факторы, влияющие на

Инь и Ян, по-видимому, взаимозаменяемы. Поэтому и повседневное питание нужно адаптировать к соответствующим условиям.

Этих нескольких примеров достаточно для того, чтобы

ясно показать важность дифференцированного подхода к

нашим пищевым продуктам. К сожалению, этого мало, чтобы разработать какую-либо схему, в правильность которой

можно было бы верить и которую можно было бы затем распространить на всех людей, все местности, все климатические условия. Очень большое значение должно придаваться индивидуальности в вопросах питания, если мы хотим добиться нашей цели - оптимального состояния здоровья для каждого человека. Чем более уравновешено повседневное питание, тем легче, по-видимому, организму беспрепятственно ассимилировать его и преобразовывать в энергию.

Опыт макробиотики подтверждает эту теорию. Сбалансированное питание должно состоять из полноценных пищевых продуктов, чтобы, по возможности, избежать ошибок.

Поскольку количество ошибок возрастает с удалением Ян и Инь от средней оси (а вблизи этой оси расположены лишь немногие из обычных в настоящее время пищевых продуктов), поэтому существует так много ошибок в питании, имеющих катастрофические последствия, такие как инфаркт

миокарда, диабет, подагра, ревматизм, рак и многие другие болезни цивилизации.

Но и полноценное питание может быть применено неправильно, если осознанно или инстинктивно не использовать существенные основные понятия теории полярности, системы понятий Ян-Инь. Это ситуация, в которой сегодня находятся многие люди, которые годами питались правильно и тем не менее остались больными. В этом состоит и ошибка многих натуропатических теорий питания. К сожалению, это обстоятельство до сих пор мало известно. Так в каждой теории может крыться ошибка, если эта теория недостаточно адаптирована к конкретным условиям. Теорией с минимальным количеством ошибок мне представляется теория макробиотики со сбалансированным соотношением Ян-Инь.

Таким образом, наряду с принятой сегодня классификацией пищевых продуктов по группам белок-, жиро- и уг-

леводсодержащих, существует и пришедшая из Древнего Китая классификация на Инь- и Ян-группы - носители согревающей или охлаждающей энергии. В восточной медицине равновесие между этими двумя формами энергии, соответствующее конституции человека и его исходному состоянию в настоящий момент (например болезнь), климату, местности, времени года, играет особую роль. Достигая такого равновесия в питании, значительно скорее можно добиться стойкого здоровья, чем придавая этому мало значения.

Все народы, а также каждый конкретный человек инстинктивно придают значение равновесию Ян- и Инь-групп в питании. Однако возможны серьезные ошибки, которые могут затем приводить и часто приводят к нарушениям и заболеваниям. При этом, по-видимому, существует целый ряд людей, которые правильно используют свой инстинкт, не уделяя внимания особым правилам здорового питания. Они вновь и вновь служат примером того, что вовсе не важно, что есть, если совпадает количество калорий. С другой стороны, учитывая соотношение Ян-Инь и соответствующее картине нарушений так называемое макробиотическое питание, часто можно добиться улучшения течения даже тяжелых болезней, а порой их полного исчезновения.

Козерог 22 декабря - 20 января || Оглавление || Десять методов питания и питья, обеспечивающих здоровье

1