Все теории питания, выдвигаемые учеными, утверждают, что они поддерживают жизнь, предупреждают болезни, дают здоровье и наконец продлевают здоровую, энергичную, счастливую жизнь.

Что понимается под словом «здоровье»? Здоровье следует понимать как состояние полного благополучия и хорошего самочувствия, как чувство прекрасного функционирования тела и умственных способностей. Здоровье - это

когда человек всегда в хорошем настроении, всегда весел и расположен к труду и развлечениям в равной мере. Здоровье означает, что не только молодость, но и старость должна быть бодрой и жизнерадостной, а не бессильной, изнемогающей под тяжестью разных недугов.

Где можно в наше время встретить людей с таким отменным здоровьем?'Ученые уже давно сошлись на том, что «здоровье» есть идеальное теоретическое состояние человека, которое не встречается в реальной жизни.

И все же есть на свете такой народ, правда, всего 15000 человек, о котором можно сказать, что ему совершенно неизвестны болезни. Это - хунзы.

Открыл этот народ талантливый военный врач Мак-Ка-рисон, выполняя свои служебные обязанности, возложенные британскими властями по борьбе с болезнями в горном районе Гильгута (окрестности северной границы Кашмира).

Проводя исследования, Мак-Карисон тесно общался со

многими небольшими народами и племенами, обитавшими между Тибетом, Китаем, Памиром, Афганистаном и сегодняшним Пакистаном, и во время своих скитаний по этим

местам он однажды столкнулся с народом хунзы. С первого взгляда его привлекли их красивое, стройное телосложение и высокая работоспособность, и все были здоровы, если не считать у некоторых нескольких переломов костей и воспаления глаз.

Это довольно примитивный и очень- бедный народ. Ни один западный человек и помыслить не может о том, чтобы вести жизнь, подобную той, какую ведут хунзы, даже ценой обретения счастья и полного здоровья. Живут они в гористой местности, почти полностью лишенной плодородной почвы. Лесов там нет, и каждый клочок земли находится под плодовыми деревьями. Лугов тоже нет, поэтому каждая пядь земли отводится под овощи и картофель. Обрабатываемые земли испытывают нехватку воды: дождей там очень мало (идут только в течение трех-четырех зимних месяцев, когда температура падает до нуля и ниже). И снега очень мало. Поэтому вода у них на вес золота: ее собирают, дорожат каждой каплей и пользуются системой каналов, по которым вода доставляется издалека.

Коровы там чуть побольше сенбернаров, тощие козы и овцы пасутся на горных склонах, покрытых камнями. В таких условиях животные дают очень мало молока и еще меньше жира. Корова дает менее двух литров молока в день, и то лишь сразу же после отела. Овцы и вовсе не дают молока, козы - самую малость. Мясо этих животных жилистое

и совершенно обезжиренное.

Люди едва спасаются от голода, особенно в зимние месяцы. Зимой они укрываются в своих крохотных каменных домах без окон (чтобы не напускать лишнего холода). В них одно отверстие, которое служит дымоходом и обеспечивает вентиляцию воздуха. Никакой мебели, семья живет вместе: спят, едят и зачинают потомство на каменных скамьях, высеченных вдоль стен. Домашний скот «расквартирован» в прихожих.

Подобная картина способна отпугнуть современного человека, столь приверженного к гигиене. Однако это еще не все. Поскольку, как уже было упомянуто, в окрестностях

нет леса, то и нет дров для отопления. Огонь в очагах поддерживается за счет сухих веток и листьев, на нем варят пищу, но тепла не хватает для того, чтобы греть воду для стирки и купания. Поэтому люди умываются (и стирают одежду) только холодной водой. Более того, нет веществ, из которых можно было бы сделать мыло.

Так и живет этот народ: без бань, без горячей воды и без мыла.

Нет достаточного количества продуктов питания растительного происхождения. В зимние месяцы люди ведут «вегетативный» образ жизни, питаясь скудными запасами

злаков (прямо в зернах) и сушеными абрикосами, а когда

наступает весна, переходят на подножный корм, собирают травы и овощи, пока не наступает пора сбора первого урожая.

В довершение картины скажем, что хунзы не знают грамоты, только члены родовитых семей, король и его приближенные, учившиеся в религиозных мусульманских школах, умеют читать и писать. У этого народа нет поэзии на своем языке. Ему не известны ни скульптура, ни живопись, ни резьба по дереву, ни ткацкое мастерство, которые достигли высокого уровня у их соседей. Немногочисленные

семьи музыкантов, которые живут среди этого народа, принадлежат к другому племени.

В течение восьми-десяти теплых месяцев хунзы живут на открытом воздухе. Спят, работают, развлекаются, женятся, рожают детей и умирают вне дома. Вся семья, включая сыновей, их жен, внуков и правнуков, живет вместе. Дети с самого раннего возраста видят все, что происходит дома и у соседей,- с момента рождения и до смерти.

Может ли читатель представить себе, чтобы он и его семья могли жить в подобных условиях?

Для полноты картины надо сказать об одном обстоятельстве, непосредственно связанном с «генетическим» здоровьем.

Считается аксиомой, что браки между близкими родственниками вредно отражаются на физическом и умствен-

ном здоровье каждого индивидуума. Представители же этого народа, хотя и неуклонно соблюдают в течение веков запрет заключать браки внутри одной семьи и даже одной деревни, все же вступают в брак только с членами своей маленькой нации.

Согласно устному преданию, которое передается из поколения в поколение, чужая кровь не течет в жилах этого народа. Исключением является лишь царская семья, захватившая власть в этой стране 300-400 лет тому назад.

Весь этот народ насчитывает примерно тысячу больших

семейств. Нетрудно представить, какое пагубное действие

должны были возыметь браки между членами такого маленького народа, изолированного от своих соседей не только высокими горами и глубокими пропастями, но и различными обычаями и верованиями.

И тем не менее, вопреки всему, все представители этого народа обладают завидным здоровьем. Более того, согласно достоверным научным исследованиям, это единственный

здоровый и счастливый народ во всем мире.

Что же понимают ученые, побывавшие у этого народа, под выражением «прекрасное здоровье».

Первый врач, который их обследовал, Роберт Мак-Кари-сон, интересовался прежде всего тем, что мы называем отрицательным определением здоровья, то есть отсутствием заболеваний, которые бытуют в соседних племенах Кашмира и Малого Тибета. Он был удивлен, что не встретил среди

этого народа ни инфекционных болезней, ни ревматических, ни порченых зубов, ни душевных заболеваний. Были

лишь единичные случаи воспаления глаз, вызванного, возможно, темнотой и сыростью, которые царят зимой в их домах.

Наибольший интерес у ученого вызвал тот факт, что не обнаружилось ни одного из тех заболеваний, которые в преклонном возрасте принимаются современной медициной за «норму». В отличном состоянии зубы, глаза, даже дальнозоркость, которая начинает развиваться у цивилизованных

народов лет с сорока пяти,- и та не встречалась. Так же

обстояло дело и с сердечными заболеваниями, и со склерозом, который наша цивилизация объявила «нормальным и

неизбежным» явлением в старости.

Получив удивительные результаты своего исследования, Мак-Карисон решил детально изучить образ зкизни этого народа. Во время второй экспедиции он жил вместе с ними в их домах и изучал их образ жизни. Отмечая отменное здоровье этого народа, он подробно остановился на следующих трех аспектах:

1. Высокая трудоспособность в широком смысле слова:

и во время работы, и во время плясок, и во время игр. Это качество сразу бросается всем в глаза. Для хунзы пройти сто-двести километров - все равно, что для нас совершить короткую прогулку возле дома. Они легко взбираются на крутые горы, чтобы передать кому-то письмо, и возвращаются домой свежие и веселые.

2. Жизнерадостность. Хунзы постоянно смеются, они всегда в хорошем расположении духа, даже тогда, когда голодны и страдают от холода.

3. Исключительная стойкость. «У хунзов нервы крепкие, как канаты, и тонкие и нежные, как струна»,- говорит о них Мак-Карисон. Они никогда не сердятся и не жалуются, не нервничают и не выказывают нетерпения, не ссорятся между собой и с полным душевным спокойствием переносят физическую боль, неприятности и т. п.

Ученые, посетившие этот народ и изучавшие его жизнь и быт, задались вопросом, в чем причина такого здоровья и

счастья? Не кроется ли она в характере питания?

В сравнении с нашей классификацией это питание является полноценным, натуральным и без вредных примесей. Они питаются скудно, но можно сказать, правильно. В их пище мало калорий, но она полностью соответствует физиологическим требованиям человеческого организма.

Мак-Карисон, исследовав и описав их образ жизни, заметил различия в питании, в составе пищи в сравнении с соседними племенами, жителями Индии и Лондона. Он по-

ставил опыт на крысах. Они известны в науке под названием «эксперименты Конур» -по месту нахождения лаборатории.

Исследователь разделил тысячи подопытных крыс на три группы, в соответствии с тремя группами населения,- «Уайтчепель» (район Лондона), «хунзы» и «индусы». Все они содержались в одинаковых условиях, но получали разную пищу, в соответствии с национальными традициями каждой страны. Группа «Уайтчепель» получала пищу, которую употребляют жители Лондона,- белый хлеб и разные изделия из белой муки, варенье, мясо, соли, консервы, яйца, сладости, вареные овощи и т. п. Крысы «хунзы» получали ту же пищу, что и люди этого племени, как и крысы - «индусы». Мак-Карисон исследовал состояние здоровья целого поколения крыс, получавших три разные диеты, и выяснилась интересная закономерность.

Группа «Уайтчепель» переболела всеми болезнями, которые поражают жителей Лондона, начиная от детских заболеваний и кончая хроническими и старческими недугами. Группа «Уайтчепель» оказалась довольно нервозной и

воинственной: крысы кусали друг друга и даже загрызали до смерти. Крысы «индусы» по состоянию своего здоровья и по общему поведению оказались подобными тому народу, который олицетворяли в этих экспериментах. А крысы «хунзы» Оставались здоровыми и жизнерадостными и проводили время в играх и спокойном отдыхе.

Какой же урок мы можем извлечь для себя из этих наблюдений?

Прежде всего, мы убеждаемся, что пища, а не какая-то таинственная сила является причиной удивительного здоровья этого маленького народа. Ни климат, ни религия, ни обычаи, ни раса не оказывают заметного влияния на их здоровье - только пища.

Во-вторых, мы узнаем, что опять-таки пища, а не что-нибудь другое может из здоровых людей сделать больных - достаточно только изъять из рациона некоторые питатель-

ные вещества, которые большинство людей считают маловажными. Мы узнаем также, что большого количества пищи и высокой ее калорийности мало для здоровья. Не «недоедание» вызывает болезни, царящие в неимущих классах всего мира, а состав употребляемой пищи.

В-третьих, мы узнаем, что даже моральное состояние может измениться в худшую сторону, если в рационе не хватает определенных веществ или они излишествуют.

Крысы группы «Уайтчепель», жившие в мире и дружбе

между собой, когда их лишали полноценной пищи, необходимой для их здоровья, или когда они переедали, становились агрессивными и пожирали друг друга.

Качественный состав пищи сильно влияет на сохранение здоровья, уберегает от заболеваний и сохраняет молодость. От него зависят и умственное здоровье, душевное равновесие, отсутствие неврозов и других психических расстройств.

На заре человечества интуиция подсказала некоторым древним народам, как питаться. Полноценное питание отражает телосложение человека и оказывает некоторое воздействие на формирование характера человека.

Теперь постараемся проанализировать, уточнить, какие же главные факторы отличают диету, лежащую в основе здоровья народа хунзы, от диеты, которая вызывает заболевания, характерные для жителей Калькутты и Лондона.

1. Хунзы потребляют соль в очень незначительных количествах (это единственный продукт, который транспортируют).

Индусы верят в то, что привычка есть мясо пагубно сказывается на человеке, воспитывает жестокость. Пища тех, кто ест мясо, располагает меньшим количеством растительных протеинов, минеральных солей и витаминов, но зато в ней гораздо больше приправ и соли.

2. Хунзы редко едят мясо и пьют очень мало молока. Они получают белки главным образом из пшеницы и ячменя (съедая зерна этих злаков целиком), из хлеба, приготовлен-

ного из этих же злаков, всегда с примесью отрубей. Эти зерна и их шелуха содержат белки, кальций и минеральные соли.

Индусы же едят мало хлеба или совсем его не едят, основной продукт их питания - рис, который они употребляют в пищу очищенным. Рис содержит мало белков, а минеральных солей и витамина В в нем нет совсем, они есть только в шелухе.

3. Хунзы едят много картофеля - тоже с шелухой, которая содержит белки и ценные минеральные соли.

4. Хунзы и индусы едят фасоль, которая богата белками, но для народа хунзы фасоль - один из продуктов, богатых протеином, а для индусов - единственный продукт в их рационе, содержащий белки. Но оказывается, что различные бобовые (фасоль, чечевица, горох), из которых человек получает белки, достаточны лишь в том случае, если он их потребляет в полном спектре. Если же один из видов бобовых выпадает из рациона, организм оказывается лишенным некоторых белков, важных для здоровья.

5. Для народа хунзы фрукты - свежие или сухие - главный элемент питания. Даже хлеб занимает более скромное место в их скудном рационе, чем разные виды абрикосов, которые они едят целиком, включая кожицу, косточки и капельки масла, которые содержатся в косточках. Кроме того, хунзы едят любую зелень, которую в состоянии добыть, включая траву.

Индусы едят фруктов меньше, чем хунзы, и почти исключительно бананы, которые очень калорийны, но бедны минеральными солями и содержат скудное количество витаминов. Индусы также едят очень мало зелени, особенно те, которые живут в больших городах.

6. «Английский» рацион. Содержит большое количество белков, гораздо больше, чем получают хунзы. Но почти все, что содержится в их меню, преподносится им в очищенном, «рафинированном» и обработанном виде, то есть с недостатком минеральных солей и витаминов, как, например, сахар, овощные консервы, варенье и т. п. А кроме того, в «ан-

глийский» рацион включены еще и вредные элементы, которые потребляет и наш читатель: белый хлеб, выпеченный из муки, лишенной минеральных солей.

Столь нерациональное питание вызывало у подопытных крыс такую потребность в свежей пище и минеральных солях, что они начинали поедать друг друга.

Можно сделать вывод, что большинство людей едят чрезмерно много. Наша пища служит не только для утоления

голода, но в современной жизни считается важной и необходимой. Это большая ошибка.

Следует высказать еще одно соображение. Мы не раз повторяли, что хунзы очень бедны, мало едят, а в зимние месяцы почти голодают, и потому вполне здоровы.

Именно путем диеты и почти голодания в течение длительного периода можно избежать многих заболеваний.

Для отличного здоровья важны два аспекта: есть нужно немного, лишь в соответствии с истинными нуждами тела,

но пища должна быть полноценной, доброкачественной и легко усвояемой.

Следует помнить, что не количество, а качество и состав пищи определяют здоровье и душевное спокойствие. И чем меньше мы едим (даже здоровой пищи), тем больше у нас шансов приблизиться к идеалу здоровья и счастья.

Рекомендации Г. Шелтона || Оглавление || Полноценное питание

1